• О нас
  • Новости
  • Каталог товаров
  • Как купить
  • В корзине пусто

    Служебный романс и жестокий роман: главные роли Андрея Мягкова к его 80-летию

    Картинка анонса новости

    08.07.2018

    Кто такой Женя Лукашин, рассказывать никому не надо, хотя, с другой стороны, метафизическую природу этого персонажа Мягкова, которого сам актер по прошествии всех этих лет наверняка недолюбливает, объяснить до конца не получается. Один из главных советских киногероев в этой абсурдно-комичной ситуации оказывается абсолютно экзистенциально потерян, словно заброшен на Марс, а не всего лишь в Ленинград. Абсурдная ситуация, которая разрешилась бы одним разговором по душам, превращается в кафкианский кошмар, в который вмешиваются любовь, которая вспыхивает в момент, и любовь, которая имитировалась и которой никогда не было. Все это упирается в одного-единственного персонажа, того самого застенчивого, мягкотелого, прекраснодушного интеллигента, которого невозможно не простить и не полюбить раз и навсегда.

    "Служебный роман" (1977)

     YouTube/Киноконцерн "Мосфильм

    Прославившись в одном фильме Рязанова, Мягков естественным образом перекочевал со своим образом уже в другой, где приобрел еще более узнаваемые черты не просто интеллигента, а интеллигента "вшивого": очки в роговой оправе, налепленные усики. Впрочем, это больше кино не о любви в типичной советской конторе, а о старении: мол, "осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать". Хотя это и так понятно любому, кто видел этот уже абсолютно классический фильм (а кто его видел, тот, скорее всего, пересмотрел его раз сто и знает наизусть каждую фразу).

    "Гараж" (1979)

     YouTube/Киноконцерн "Мосфильм

    Вновь Рязанов, вновь Мягков в похожей роли, но чуть другой. Теперь он предстает как интеллигент ущемленный, лишенный даже голоса. В этой трагикомедии о гаражном кооперативе вообще неожиданно много размышлений о тоталитарной роли общества и политики: "Гараж" — он как великий фильм "12 разгневанных мужчин", но здесь не только мужчины, не совсем разгневанные, и присяжные заседатели эти судят не возможного преступника, а самих себя. Хотя "Гараж" тоже любим в народе, но совсем не так же, как "Ирония судьбы" или "Служебный роман", и очень жаль, что так.

    "Послесловие" (1983)

     YouTube/Tatiana Nikolaevna

    Один из самых необычных и до конца не объясненных фильмов Марлена Хуциева, который, кстати, тоже давно не работает в кино, как и Мягков: последняя работа режиссера вышла в 2001 году (впрочем, он уже какое-то продолжительное время делает новую картину). Это камерное кино о разговоре двух мужчин в одной квартире. Более пожилой из них (его роль исполнил Ростислав Плятт) приехал к дочери, но она уехала в командировку, и в результате с ним общается муж его дочери, журналист-международник, которого как раз играет Мягков, традиционно скупой на эмоции. Оба они много чего недоговаривают и общаются в основном полунамеками, необъяснимыми для непосвященного зрителя кивками и странными афоризмами.

    Есть очень хорошо расписанная гипотеза по поводу "Послесловия", что это кино о двух шпионах, каждый из которых не может назвать шпионом ни себя, ни собеседника. Такая трактовка придает этой политизированной картине еще большей остроты.

    "Жестокий романс" (1984)

     YouTube/Киноконцерн "Мосфильм

    Это последний фильм Рязанова, в котором Мягков появляется в кадре лично (потом он в 1996 переозвучил главного героя в фильме "Привет, дуралеи!", но не будем об этом). Удивительно, что "Жестокий романс" в свое время разнесли за несоответствие оригинальному произведению, за то, что Рязанов, попробовавший себя не в комедии, а в драме, вложил в происходящее свой смысл. За этот иной смысл зрители и любят это кино до сих пор, как ни удивительно. В том числе и Карандышева в исполнении Мягкова, очередного персонажа в его фильмографии, у которого за душой нет ничего, но за которого в итоге и соглашается выйти замуж бесприданница Лариса, открыто заявляющая при этом, что не любит его.

    "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди" (1992)

     YouTube/YurchenkoElena

    Последний фильм Леонида Гайдая символичен сразу по нескольким причинам: вместе с этой работой классик-комедиограф пытается переформатировать свой стиль под изменившиеся исторические обстоятельства, с другой стороны, это все же советская комедия по духу и стилю. Так же знаменательная эпическая роль Мягкова, он здесь един во многих лицах: одновременно эмигрант дядя Миша, бандит, и он же играет сразу множество других исторических и выдуманных персонажей, Отелло, Гитлера, Наполеона, Сталина, Хрущева, Брежнева.

    В этом абсурдном, даже сюрреалистичном в чем-то фильме-бэдтрипе, фильме-припадке всюду чувствуется неумолимое течение времени и столь же неотвратимые перемены ближайшего на тот момент будущего. Как можно было представить интеллигента Мягкова в образе мафиози? Что ж, советские интеллигенты в постсоветскую эпоху как раз такой эволюционный путь и прошли, а кто не прошел, тот вымер. Так же почти целиком исчезла и советская интеллигенция из кинематографа. Собственно, это предпоследний известный фильм с самим Мягковым и последний, где у него еще виден огонь в глазах.

    "Ирония судьбы. Продолжение" (2007)

     YouTube/Дирекция Кино

    Это кино стоит упомянуть как минимум потому, что это кассовая победа режиссера-продюсера Бекмамбетова и в целом значимый релиз для истории постсоветского проката. И все же даже обновленное название этого фильма будто на что-то намекает: во-первых, из него пропал "легкий пар" (словно душа испарилась), во-вторых, очевидно, есть какая-то горькая ирония судьбы в том, чтобы продолжать тот фильм, которому не требовалось продолжение.

    Мягков, согласившийся на эту роль, как и Яковлев, наверняка только из-за гонорара, демонстрирует здесь, как неупокоившийся призрак из прошлого, лишь вселенскую грусть и усталость. Фильм-то, по задумке создателей, был о том, что ничто на земле не проходит бесследно. Они собрали тех же актеров, поместили в ту же богом проклятую петербургскую квартиру, и тут выяснилось, что весь "легкий пар" из этой квартиры ушел.

    Так же из постсоветского кино пропали и Жени Лукашины, вместе с ними — и великий советский актер Андрей Мягков. Времена меняются, и "мы перестали делать большие хорошие глупости". И непонятно, то ли кино изменило мир, то ли люди изменили кино.

    Андрей Васильевич, с 80-летием.

    Егор Беликов

    Показать еще

    Источник: ТАСС