• О нас
  • Новости
  • Каталог товаров
  • Как купить
  • В корзине товаров: 2
    на сумму: 150 817

    "Человек на Луне": в новом фильме от автора "Ла-Ла Ленда" Райан Гослинг снова грустит

    Картинка анонса новости

    29.08.2018

    На Венецианском фестивале, который открылся 29 августа, прессе уже показали первый фильм. Это картина "Человек на Луне" от режиссера "Ла-Ла Ленда" Дэмьена Шазелла, главную роль вновь сыграл Райан Гослинг. Егор Беликов — об одном из самых ожидаемых фильмов года.

    Открывается Венецианский кинофестиваль, один из трех самых важных в мире (кроме него, еще Канн и Берлин). Он еще и самый старый из всех: его основал Бенито Муссолини в 1932-м, президентом его был кинокритик Витторио Муссолини (сын), и на втором фестивале победил фильм Витторио "Пилот Лучано Серра" и еще документальная эпопея Лени Рифеншталь "Олимпия" об Олимпиаде в Берлине, то есть фестиваль был, скажем мягко, аффилирован с властями стран Оси. Затем венецианская Мостра (так ее кличут здесь, Mostra Internationale d'arte cinematografica) жила долгой насыщенной жизнью: одно время призы здесь вообще не вручали, потом начали снова, сменялись порядки, и, наконец, в наше время в Венеции традиционно отсматривают важнейшие фильмы под "Оскар".

    СПЕЦПРОЕКТ

    Оценки фильмов основного конкурса от жюри российских кинокритиков

    Продолжение спецпроекта, по мнению экспертов, "прекрасно зарекомендовавшего себя" на Каннском фестивале

    Впрочем, здесь также очень сильны традиции: картины демонстрируют в старом ДК на берегу, а критики по утрам должны плавать на остров Лидо, где все и проходит, на неспешном пожилом пароме. Столь же неторопливо здесь меняются и принципы отбора: все солидно, никто никуда не мельтешит. Если в прошлый раз взяли фильмом открытия картину Дэмьена Шазелла, то и новое его кино тоже возьмем. В 2016 году это был, напомним, "Ла-Ла Ленд", об успешности этой картины ничего уже пояснять, наверное, не нужно.

    В этот раз у Шазелла фильм куда более привычный жанрово, это не сложный постмодерновый мюзикл, а всего лишь байопик, кино о Ниле Армстронге (Райан Гослинг), американце, первом из экипажа "Аполлона-11" ступившем на лунную поверхность. Сначала у Нила, летчика и инженера, умирает маленькая дочка от рака мозга. И он, убитый горем, подается в космонавты. В NASA происходит примерно то же, что уже изображал Алексей Герман в своем фильме "Бумажный солдат": чуть ли не каждый день — новые ракетные запуски и испытания, регулярно кто-то гибнет от технической неисправности. В воздухе напряжение, часики-то тикают, русские тоже что-то строят где-то там у себя, и их надо, конечно, обогнать. Но кому это надо?

     YouTube/Universal Pictures Russia

    Вообще, Дэмьен Шазелл, если пристально вглядеться в его картины, предстает в них большим эгоистом и эгоцентриком: о чем бы он ни снимал, всегда получается кино о его собственных переживаниях. Можно, например, трактовать его фильмографию так: "Одержимость" — это фильм, в котором он изобразил свои попытки научиться снимать; "Ла-Ла Ленд" — это картина о том, как он строил карьеру, боролся с излишними амбициями и обретал себя в мире, где надо делать деньги; "Человек на Луне" же — кино о том, как он уже в целом всего достиг, долетел на свою метафорическую Луну, поковырял там пыль носком ботинка, но так и не понял, зачем он туда летел и кому это было нужно.

    Итак, вот "Человек на Луне", проект, очевидным образом свидетельствующий о том, что Шазелл — едва ли не главный молодой голливудский режиссер. Он снимает кино об одном из самых известных американцев в истории. Его кино продюсирует Стивен Спилберг. У него снимаются все актеры, которых он хочет, правда, хочет он в основном Райана Гослинга, ставшего чуть ли не самым известным актером на планете, причем ему в этом очень сильно помог, собственно, "Ла-Ла Ленд". И вот что дальше?

    У Найка Борзова была такая не очень известная песня, "ЧелНаПер":

    Человек парит в невесомости на орбитальной станции. Он хочет скрутить пространство, пробует застопорить время. Он хочет приблизиться к силе, в которую он не верит. И с тем же понять ничтожность, беспомощность положения Найк Борзов, песня "ЧелНаПер"

    Да, в общем, много таких песен есть, в том числе и та же Space Oddity Боуи о том же: космос — это, конечно, хорошо, но что делать с нашим внутренним космосом, внутренней черной дырой? И, самое главное, — что же мы ищем в этой бесконечной черноте? Не боимся ли мы, что если мы найдем где-то там, в бездне, дверь, за которой Бог, и постучимся, то он нас впустит?

    Вот о чем, разменяв уже четвертый десяток (ему 33), задумывается Шазелл: о том, зачем все это нужно было Армстронгу и зачем все это нам, человекам. Впрочем, в самом "Человеке на Луне" Шазелл очень издалека приближается к этим сложнейшим эзотерическим темам, и его попытки осознать неосознаваемое и впихнуть невпихуемое так и остается на уровне легких, почти не заметных волнительных движений на лице Гослинга.

    Соответственно, Нил Армстронг, по версии Шазелла, всегда был на Луне, ему не надо было никуда лететь: он и так был бесконечно одинок в своем невысказанном, до конца не выплаканном горе. Впрочем, представляется, что сам Армстронг был куда более сложной личностью и не характеризовался только лишь семейной трагедией, которую ему пришлось пережить, как и нельзя было ничего понять о нем по той лунной прогулке. Это — как сказать, что весь Гагарин — это одна лишь его приветливая улыбка на обложке газеты "Правда". Видимо, Шазелл не переживал ничего подобного, а ведь он, повторимся, снимает обычно о себе. Он тщетно пытается изобразить глубину чужого душевного падения, но получается один пошлый символизм: мертвая девочка, стоящая в углу; ее браслетик, который Нил берет с собой аж на Луну.

    Сам Гослинг, безусловно, самый сильный актер момента, и он даже в целом похож на Армстронга, во всяком случае, его эмоциональная сдержанность действительно создает ощущение, что этому парню понятнее и ближе по духу физика реактивного движения ракеты, которую он сам может обсчитать, чем немотивированный героизм, которого от него все ждут. Его герой, возможно, где-то глубоко внутри себя пытается понять, почему Бог был так несправедлив к его семье. А сам Армстронг, если что, характеризовал себя как деиста, то есть в божественное начало верил, а вот всякую мистику и сверхъестественное — отрицал, как и полагается человеку инженерного склада ума.

    То есть, наверное, можно воспринять это кино и попроще, забив на эсхатологические манифестации: мол, это традиционно красивый байопик, хотя со странными, почти ученическими причудами. Почему-то роль в сюжете жены Армстронга, которую здесь играет новая суперзвезда 2018-го Клэр Фой (сериал "Корона", фильм "Не в себе"), вопреки всем современным феминистическим кинотрендам, преуменьшена до домашней степфордской жены, которая где-то там дома что-то себе переживает. Отчего-то музыка Джастина Гурвица, композитора "Ла-Ла Ленда", хоть и прекрасна, но вступает совершенно невпопад с происходящим на экране, и поэтому приятнее всего, когда Шазелл, стараясь подчеркнуть безвоздушность невесомости, в которой находятся герои, вовсе отключает звук.

    Наконец, очень чувствуется, как во всей этой теме Шазеллу страшно неуютно, он ворочается, будто не может улечься нормально. Насколько ему было приятно снимать кино о Лос-Анджелесе, в который хочется поехать навсегда и стать актером после "Ла-Ла Ленда", настолько же неприятный туристический киноотзыв получился у Дэмьена в этот раз. Мол, на Луне пыльно, скучно и крайне немноголюдно. Один раз слетать, конечно, можно, для галочки, но возвращаться не стоит.

    В прокате с 22 ноября.

    Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
    Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru

    Источник: ТАСС